ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Образовательная ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
2. На занятии должен главенствовать дух открытия.
3. Обязательны смена мизансцен и движение.
4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
6. Помнить о необходимости развития речи в любых формах деятельности.
7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
8. Учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий.
9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в ученических тетрадях (в клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте или математике - не более 10 минут на одном занятии.
10. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
11. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным: в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность (способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность за них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и продуктивную деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность (сознательное соблюдение моральных принципов); творчество (творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса); компетентность (определенный объем знаний и субъективный опыт в разных сферах окружающей действительности, в том числе в способах познания, простейших измерениях, экспериментировании с предметами); коммуникативность (способность добиваться социальной общности при сохранении собственной индивидуальности); воля, или произвольность (способность управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами).
Известный отечественный ученый А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка в детстве... От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и все последующее формирование всесторонне развитой личности». Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен на развитие личности каждого ребенка.